Одним из отрицательных последствий роста народонаселения земного шара и научно-технического прогресса является существенное увеличение давления на природную среду, приводящее к дестабилизации и деструктуризации естественных экосистем: изменению численности видов животных, растений и микроорганизмов, разрушению сложившихся связей между ними, фрагментации и уменьшению многих популяций и целых биомов, происходящих в больших масштабах и с высокой скоростью, т.е. в конечном счете — к неуклонно развивающемуся глобальному процессу обеднения биоты, отрицательным последствием которого может стать нарушение циклов естественного круговорота веществ и устойчивости биосферы. Повсеместной реальностью сегодняшнего дня является и безграмотная хищническая эксплуатация природных ресурсов планеты, что также является мощнейшим дополнительным фактором нарушения биологического равновесия. Налицо противоречие между эффективностью хозяйственной деятельности и экологическими последствиями этой деятельности в результате недальновидной политики природопользования. Создавшаяся ситуация, по существу, ставит человечество на грань экологической катастрофы, угрожающей самому факту существования биосферы и человека как биологического вида, и с неизбежностью переводит проблему сохранения мирового биоразнообразия из разряда чисто академических в разряд научно-практических, придавая ей ярко выраженный социально-экономический аспект.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, констатировала безальтернативность пути развития цивилизации на основе баланса между негативными последствиями социально-экономического прогресса, с одной стороны, и сохранением и воспроизведением биологического разнообразия — с другой. Концепция поддержания экологического равновесия и устойчивого развития легла в основу природоохранной политики большинства развитых стран. В 1995 году Россия ратифицировала Конвенцию по биоразнообразию и взяла на себя обязательства обеспечить должный уровень защиты окружающей среды на своей территории.

Очевидно, что реализация концепции устойчивого развития может быть осуществлена лишь на основе экосистемного подхода к использованию природных ресурсов и применения оптимальных природосберегающих технологий, что в свою очередь требует глубокого понимания механизмов функционирования природных экосистем, а также разработки глобальных и национальных стратегий охраны природы и природопользования.

В силу своего географического положения в центре Евразии и размеров территории Сибирь имеет колоссальное влияние на экологическую обстановку планеты. Сибирский регион характеризуется широчайшим спектром ландшафтно-географических зон, что делает его уникальным полигоном для исследования биоразнообразия и динамики самых разных экосистем как в условиях сравнительно низкого, так и в условиях постоянно возрастающего антропо- и техногенного давления.

Институты, учреждения и организации СО РАН осуществляют широкие экспериментальные и теоретические исследования природных ресурсов Сибири, а также последствий антропогенного влияния и техногенного воздействия на экосистемы региона, равно как поиск оптимальных решений и разработку практических рекомендаций, направленных на сохранение и использование этих ресурсов и управление ими в течение многих десятилетий.

В результате более чем сорокалетней работы накоплены огромные объемы данных по состоянию экосистем и разнообразию флоры и фауны Сибири, для обработки и анализа которых используются новейшие методы информационных технологий и компьютерного моделирования.

Учитывая важность полученных в СО РАН результатов для развития единых методических подходов к изучению и сохранению биоразнообразия природных экосистем планетарного уровня в глобальном масштабе и выполнения международной конвенции по сохранению биоразнообразия в рамках проблемы устойчивого развития, Президиум СО РАН выступил инициатором проведения в г. Новосибирске Первой международной конференции «Биоразнообразие и динамика экосистем Северной Евразии» (BDENE’2000, 21-26 августа 2000 г.).

Основную задачу конференции ее организаторы видели в объединении усилий мирового научного сообщества с целью адекватной оценки состояния природных экосистем и выработки решений, направленных на поддержание и восстановление биоразнообразия в этих экосистемах с учетом их региональной принадлежности, а также поиска форм международного сотрудничества для решения этих задач.

Результаты работы конференции и легли в основу «Концепции изучения биоразнообразия и динамики экосистем Северной Евразии в рамках международного сотрудничества» — итогового документа, обобщившего состояние обсуждавшихся проблем на сегодняшний день и направления их разработок на перспективу.