Умер академик Никита Николаевич Моисеев, боевой летчик времен Отечественной войны, генерал от математики, крупнейший советский специалист по механике и вычислительной математике. Его имя было широко известно людям всей планеты, благодаря работам в области глобального моделирования взаимодействия человечества и природы. Он активно проповедовал стратегию гармонического взаимодействия человека и природы. Не покорения природы, не принудительного “взятия ее милостей”, не опустошительной эксплуатации, а совместного продуктивного развития.
Крупнейшие потрясения ХХ века – Хиросима, истребительные войны, Чернобыль, природные и техногенные катастрофы – толкнули его к построению глобальных эколого-техногенных математических моделей, среди которых ключевое место занимают модели мировой ядерной катастрофы. Именно он указал основное последствие этого безумия, так называемую “ядерную зиму”, когда колоссальные массы пыли поднимаются в атмосферу и полностью и надолго блокируют проникновение солнечного света к поверхности Земли. При этом не просто гибнет все присутствующее живое, но и исчезают условия для повторного распространения жизни. Трудно предполагать, но не исключено, что такие глобальные оценки были одной из последних капель, перевесивших чашу весов истории в сторону ядерного разоружения, договоренностей, мирного развития человечества.
Для биологов Никита Николаевич был превосходным, все понимающим партнером. Он создал сильнейшую школу математического моделирования экосистем, интересовался принципами биологической организации. Среди его учеников – крупные теоретики популяционной генетики и матэкологии Ю.М.Свирежев, В.П.Пасеков и др.
Мне пришлось всего лишь один раз соприкоснуться с Никитой Николаевичем, но впечатление было огромным. Несколько лет назад под эгидой ЮНЕСКО в Москве состоялась Международная конференция по эволюции инфосферы (!). Этот термин, если не ошибаюсь, предложил сам Никита Николаевич. Его доклад тоже был посвящен именно этому понятию. Инфосферой он назвал область циркуляции информации на поверхности Земли. Для математического генетика ясно, что эта область возникла как биосфера, поскольку первыми природными объектами кибернетической природы были именно живые существа, их популяции и экосистемы. “Генетическая информация” была первым опытом инфосферы. Гораздо позже на ее основе возникли сигнальная информация, разум, речь, письменность и технические ипостаси информации. Ну а “мировая паутина” (Интернет) и т.п. – это вообще дело последних лет.
Я попал на эту конференцию случайно с докладом об организации молекулярно-генетических систем управления. Все прошло нормально. Неожиданно после конца доклада ко мне подошел Никита Николаевич, выразил неподдельный интерес к проблеме и сказал примерно такие слова: “просто удивительно, до какой степени молекулярно-генетичес-кая организация по своим принципам и решениям похожа на организацию общества! Как интересно и поучительно!”.
Я подарил ему книжку “Концепция МГСУ”. Потом был элитарный обед для докладчиков. Никита Николаевич держался очень демократично и весело, кажется, даже рассказывал анекдоты.
К сожалению, труды конференции так и не были изданы.
Н.Н.Моисеев пришел в нашу инфосферу в 1917 г., а покинул ее в начале марта 2000 г., на рубеже тысячелетий, оставив очень глубокий след в науке, в сердцах людей. Мир его праху!
Долгая ему память в осознанной им инфосфере!
В.А.Ратнер, aкадемик РАЕН,
ИЦиГ СО РАН, Новосибирск