29 июня 2003 года в г. Явне (Израиль) скончался доктор биологических наук Эмиль Хаимович Гинзбург, известный ученый в области генетики количественных признаков, теории селекции и генетического анализа.

Эмиль Хаимович Гинзбург родился 1 мая 1936 года в г. Киеве в семье офицера Советской Армии. Его детство и школьные годы проходили в тяжелые военные и послевоенные годы. Эти годы были омрачены тем, что семья осталась без матери, и ему рано пришлось взять на себя заботу о младшей сестре. Эмиль с детства страдал тяжелой формой бронхиальной астмы и часто месяцами не мог посещать школу. Несмотря на это, он всегда вел активную жизнь, следил за сестрой и за порядком в доме, верховодил в мальчишеских разборках и проказах, хотя и был младше большинства своих одноклассников.

Из-за того что отец был военным, семья часто переезжала. Когда Эмиль оканчивал школу, они жили недалеко от Смоленска. Поэтому для продолжения образования был выбран Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса. Здесь возникший еще в школе интерес к точным наукам сосредоточивается на физике. Программы института было недостаточно, чтобы ответить на все возникающие вопросы, и Эмиль Гинзбург, будучи студентом, посещает семинары в Москве. В 1959 году Эмиль Гинзбург оканчивает физический факультет пединститута и получает диплом преподавателя физики и основ производства. По распределению его направляют в сельскую школу, и четыре года жизни он отдает этой работе, преподает физику в пос. Кардымово Смоленской области, в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области и в пос. Заковряжка Сузунского района Новосибирской области. Все эти годы он мечтает сменить преподавательскую деятельность на исследовательскую работу и заняться проблемами физики. Первыми шагами на этом пути стали его переезд в Петропавловск Северо-Казахстанской области и работа на кафедре физики в пединституте. Проработав там 1963/1964 учебный год, Гинзбург переезжает в новосибирский Академгородок. Сначала ему приходится вернуться к работе в средней школе, он преподает физику в школе № 166 и одновременно посещает научные семинары в физических институтах Академгородка. Здесь он впервые узнает о недавно реабилитированной науке генетике, знакомится с сотрудниками Института цитологии и генетики. Как часто вспоминал Гинзбург, до этого времени вся биология ассоциировалась у него с тремя терминами: лютик, пестик и тычинка. Строгость законов генетики, возможность формально описывать и моделировать многие биологические процессы пленили Эмиля Хаимовича, и ему удается поступить на работу в Институт цитологии и генетики. Эмиль Хаимович принадлежал к тому поколению, которое пришло в генетику в 1960–1970-е годы на гребне волны повышенного интереса к этой возрождающейся в нашей стране науке. Многие молодые исследователи не имели специального генетического образования. Получив либо смежные с биологией специальности (медицина, сельское хозяйство), либо имея вовсе небиологические специальности (физика, химия или математика), они постигали генетику самообразованием, впитывая по крупицам опыт и знания своих учителей и коллег. Выбрав Институт цитологии и генетики, Эмиль Хаимович – учитель по профессии, имеющий богатый опыт преподавания, вновь становится учеником. Он изучает генетику и селекцию. Главным его учителем и соавтором многих работ является Зоя Софроньевна Никоро, представитель старой когорты генетиков московской школы, ученица и соратница Сергея Сергеевича Четверикова.

Эмиль Хаимович Гинзбург проработал в Институте цитологии и генетики СО АН СССР почти тридцать лет – с 1965 г. по 1994 г. Сначала он младший научный сотрудник лаборатории генетических основ селекции животных, а с 1971 года – лаборатории генетики популяций. В 1975 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Некоторые вопросы генетико-статистического анализа структуры популяции”. С 1983 года он старший научный сотрудник лаборатории генетики популяций ИЦиГ. В 1988 году Гинзбург получает ученую степень доктора биологических наук, защитив диссертацию на тему “Методы описания количественных признаков”. С 1988 года он ведущий научный сотрудник, а затем до 1994 года – заведующий сектором методов генетического анализа ИЦиГ СО РАН.

Эмиль Хаимович относился к самым ярким личностям Института цитологии и генетики. Он всегда имел свое мнение по любому вопросу и не боялся его высказывать и отстаивать. Бескомпромиссность в решении многих вопросов создавали ему массу проблем. Однако строгость и оригинальность мышления, уверенность в правильности своих идей заставляли многих оппонентов рано или поздно признавать его правоту. Первые заметные успехи были сделаны Э.Х. Гинзбургом в теории селекции и генетике количественных признаков, но наибольшую известность приобрели его работы по генетическому анализу количественных признаков. Впервые у нас в стране им были созданы компьютерные программы для генетического анализа количественных признаков и с их помощью получены совершенно новые представления об их генетическом контроле. Были решены многие теоретические проблемы генетического анализа. В частности, его последняя работа, опубликованная незадолго до смерти, по словам одного из классиков генетического анализа Роберта Эльстона, расставила все точки над “i” в многолетней дискуссии по проблеме формализации неслучайного выбора родословных.

Эмиль Хаимович вел преподавательскую работу на протяжении почти всей жизни, он учительствовал в средней школе, читал в НГУ курс математической статистики, устраивал циклы лекций по статистической обработке биологических экспериментов в ИЦиГ. Он постоянно консультировал сотрудников института, НГУ, мединститута и других вузов по вопросам планирования эксперимента и статистического анализа эмпирических данных. Под его руководством вели свои исследования аспиранты и молодые сотрудники. К его ученикам относятся д.б.н. Т.И. Аксенович, к.б.н. В.Н. Бабенко, к.б.н. Ч.С. Исмаилова, к.б.н. Г.Р. Свищева, к.б.н. Г.У. Курманова и другие.

В 1994 году Э.Х. Гинзбург эмигрирует в Израиль. Ему уже около шестидесяти лет, и в этом возрасте не так-то легко найти работу. Тем не менее он отклоняет предложения, требующие сменить направление своих исследований. Несколько лет он работает в Университете Тель-Авива, получая мизерную стипендию. Он уверен, что рано или поздно его работы будут признаны. И как всегда, он оказывается прав. В 2000 году Э.Х. Гинзбург становится профессором Тель-Авивского Университета, его приглашают в США читать курс лекций по генетическому анализу количественных признаков. Э.Х. Гинзбург – автор около ста научных работ.

Болезнь застает его полным идей и надежд на будущее. За последний год жизни, отпущенный ему беспощадным недугом, он успевает завершить цикл работ по теории генетического анализа.

Все, кому довелось знать Эмиля Хаимовича, никогда не забудут этого яркого человека, необычайно талантливого преподавателя и ученого.

Основные работы Э.Х. Гинзбурга

  1. Никоро З.С., Стакан Г.А., Харитонова З.Н., Васильева Л.А., Гинзбург Э.Х., Решетникова Н.Ф. Теоретические основы селекции животных. М.: Колос, 1968. 439 с.
  2. Гинзбург Э.Х. Сравнение оценок показателя силы влияния // Генетика. 1969. Т. 5, № 4. С. 150–160.
  3. Гинзбург Э.Х., Драгавцев В.А. Использование фоновых признаков в разграничении генотипической и средовой изменчивости // Генетика. 1970. Т. 6, № 6. С. 154–164.
  4. Гинзбург Э.Х., Никоро З.С. К вопросу о генетических корреляциях. Сообщение 1. Плейотропия и неравновесность // Генетика. 1973. Т. 9, № 2. С. 45–54.
  5. Гинзбург Э.Х., Никоро З.С. К вопросу о генетических корреляциях. Сообщение 2. Способы оценки // Генетика. 1973. Т. 9, № 6. С. 148–155.
  6. Гинзбург Э.Х., Никоро З.С., Животовский Л.А., Эрнст Л.К. К вопросу о генетических корреляциях. Сообщение 3. Корреляция между молочной продуктивностью и процентом жира у крупного рогатого скота // Генетика. 1973. Т. 9, № 6. С. 156–164.
  7. Гинзбург Э.Х., Никоро З.С. Связь продолжительности продуктивного использования животного с хозяйственно полезными характеристиками // Генетика. 1973. Т. 9, № 7. С. 158–162.
  8. Гинзбург Э.Х. Оценка показателя силы влияния и планирование дисперсионного комплекса // Генетика. 1973. Т. 9, № 3. С. 156–162.
  9. Ginzburg E.Kh. On the planning of the experiment on estimation of intraclass correlation // Biom. Zeit. 1973. B. 15. H. 1. S. 47–52.
  10. Гинзбург Э.Х., Никоро З.С. Роль предварительного отбора при оценке племенной ценности // Вопросы математической генетики. Новосибирск: ИЦиГ СО АН СССР, 1974. С. 179–186.
  11. Ginzburg E.Kh. On formulation and formalization of the problems of intrapopulation selection // Biom. Zeit. 1974. № 8. S. 511–517.
  12. Ginzburg E.Kh. On the method of formalization of recombination process in polygenic models // Biom. Zeit. 1975. № 1. S. 41–47.
  13. Никоро З.С., Гинзбург Э.Х. Генетико-математические методы внутрипопуляционной селекции // Генетическая теория отбора, подбора и методов разведения животных. Новосибирск: Наука, 1976. С. 33–40.
  14. Гинзбург Э.Х. Генетический анализ количественных признаков у самоопылителей // Генетика. 1979. Т. 15, № 8. С. 1449–1455.
  15. Гинзбург Э.Х., Никоро З.С. Разложение дисперсии и проблемы селекции. Новосибирск: Наука, 1982. 168 с.
  16. Гинзбург Э.Х. О формулах для оценки числа генов // Генетика. 1982. Т. 18, № 6. С. 960–966.
  17. Гинзбург Э.Х. Описание наследования количественных признаков / Под ред. З.С. Никоро. Новосибирск: Наука, 1984. 249 с.
  18. Гинзбург Э.Х., Федотов А.М. Прогностический критерий в менделевском анализе количественных признаков // Генетика. 1986. Т. 22, № 2. С. 219–228.
  19. Гинзбург Э.Х., Аксенович Т.И. Проверка моногенной гипотезы на родословных произвольной структуры, выбранных по пробанду. Сообщение 1. Альтернативный признак // Генетика. 1986. Т. 22, № 3. С. 413–422.
  20. Гинзбург Э.Х., Аксенович Т.И. Проверка моногенной гипотезы на родословных произвольной структуры, выбранных по пробанду. Сообщение 3. Количественный признак // Генетика. 1986. Т. 22, № 4. С. 599–608.
  21. Гинзбург Э.Х., Федотов А.М., Чепкасов И.Л. Система для проверки моногенных гипотез о наследовании количественных признаков — МАН-1. Новосибирск: ИЦиГ СО АН СССР и ВЦ СО АН СССР, 1986. 42 с.
  22. Ginsburg E.K., Axenovich T.I., Altshouler B.A., Bazhenova M.D. On the possibility of pleiotropic monogenic control of hereditary polyposis and primary cancer of the colon // Am. J. Hum. Genet. 1989. V. 44, № 2. P. 191–197.
  23. Гинзбург Э.Х., Аксенович Т.И., Бабенко В.Н. Проверка распределения Харди-Вайнберга (анализ критериев). Новосибирск: ИЦиГ СО АН СССР, 1990. 75 с.
  24. Ibraimov A.I., Kurmanova G.U., Ginsburg E.Kh. et al. Chromosomal Q-heterochromatin regions in native highlanders of Pamir and Tien-Shan and in newcomers // Cytobios. 1990. V. 63, № 253. P. 71–82.
  25. Ginsburg E.K., Axenovich T.I., Babenko V.N. Comparison of asymptotic tests of the Hardy-Weinberg distribution // Ann. Hum. Genet. 1991. V. 55. Pt. 4. P. 329–338.
  26. Ginsburg E.Kh., Axenovich T.I. A cooperative binomial ascertainment model // Am. J. Hum. Genet. 1992. V. 51, № 5. P. 1156–1160.
  27. Nesterova T.B., Mazurok N.A., Matveeva N.M., Shilov A.G., Yantsen E.I., Ginsburg E.K., Goss S.G., Zakian S.M. Demonstration of the X-linkage and order to the genes GLA, G6PD, HPRT, and PGK in two vole species of the genus Microtus // Cytogenet. Cell Genet. 1994. V. 65, № 4. P. 250–255.
  28. Ginsburg E.K., Axenovich T.I. On planning of samples for linkage analysis: two ways of a sample size reduction // Genet. Epidemiol. 1996. V. 13, № 4. P. 343–354.
  29. Ginsburg E.K., Axenovich T.I., Goodman D.W. On estimation of linkage test power // Genet. Epidemiol. 1996. V. 13, № 4. P. 355–365.
  30. Ginsburg E.K., Axenovich T.I. Sample size required for predefined linkage decision quality // Genet. Epidemiol. 1997. V. 14, № 5. P. 479–491.
  31. Ginsburg E., Livshits G., Yakovenko K., Kobyliansky E. Major gene control of human body height, weight and BMI in five ethnically different populations // Ann. Hum. Genet. 1998. V. 62 (Pt. 4). P. 307–322.
  32. Livshits G., Yakovenko K., Ginsburg E., Kobyliansky E. Genetics of human body size and shape: pleiotropic and independent genetic determinants of adiposity // Ann. Hum. Biol. 1998. V. 25. № 3. P. 221-236.
  33. Livshits G., Ginsburg E., Kobyliansky E. Heterogeneity of genetic control of blood pressure in ethnically different populations // Hum. Biol. 1999. V. 71, № 4. P. 685–708.
  34. Ginsburg E., Livshits G., Yakovenko K., Kobyliansky E. Genetics of human body size and shape: evidence for an oligogenic control of adiposity // Ann. Hum. Biol. 1999. V. 26, № 1. P. 79–87.
  35. Ginsburg E., Livshits G. Segregation analysis of quantitative traits // Ann. Hum. Biol. 1999. V. 26, № 2. P. 103–129.
  36. Karasik D., Ginsburg E., Livshits G. et al. Evidence of major gene control of cortical bone loss in humans // Genet. Epidemiol. 2000. V. 19, № 4. P. 410–421.
  37. Ginsburg E., Skaric-Juric T., Kobyliansky E. et al. Evidence on major gene control of cortical index in pedigree data from Middle Dalmatia, Croatia // Am. J. Human Biol. 2001. V. 13, № 3. P. 398–408. Erratum in: Am. J. Hum. Biol. 2001. V. 13, № 6. P. 845.
  38. Malkin I., Ginsburg E., Elston R.C. Increase in power of transmission-disequilibrium tests for quantitative traits // Genet. Epidemiol. 2002. V. 23, № 3. P. 234–244.
  39. Skaric-Juric T., Ginsburg E., Kobyliansky E. et al. Complex segregation analysis of body height, weight and BMI in pedigree data from Middle Dalmatia, Croatia // Coll. Antropol. 2003. V. 27, № 1. P. 135–149.
  40. Ginsburg E., Malkin I., Elston R.C. Sampling correction in pedigree analysis // Statistical Applications in Genetics and Molecular Biology. 2003. V. 2, № 1: Article 2. (http://www.bepress.com/sagmb/vol2/iss1/art2)

Э.Х. Гинзбург – научный редактор:

Шталь В., Раш Д., Шилер Р., Вахал Я. Популяционная генетика для животноводов-селекционеров / Пер. с нем. И.А. Гинзбург; Под ред. и с предисл.: З.С. Никоро, Э.Х. Гинзбург. М.: Колос, 1973. 439 с.

Т.И. Аксенович, И.К. Захаров
Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
Кафедра цитологии и генетики Новосибирского государственного университета