Генетическое сообщество СССР в 1960-1980-е годы трудно представить без Николая Викторовича Лучника — участника многих конференций, школ, симпозиумов, в высшей степени остроумного и общительного человека, нешаблонно мыслящего исследователя, известного радиобиолога и цитогенетика. Николай Викторович родился в 1922 году. Он был среди генетиков чуть ли не единственным, во всяком случае одним из очень немногих, представителем поколения ученых первой половины 1920 годов — остальных его сверстников выбила война или им не дала состояться в науке лысенковщина.

Судьба Николая Викторовича оказалась трагической: попав во время войны на оккупированную территорию, он после прихода Красной Армии был арестован и несколько лет провел в заключении. Редчайший случай — силой своего ума ему удалось вырваться из ГУЛАГа — его, якобы раскрывшего один из секретов атомной бомбы (в чем он смог убедить начальство), перевели в «шарашку» — на Урал, где коллектив исследователей под руководством Н.В. Тимофеева-Ресовского в то время разворачивал радиобиологические исследования. Получив возможность работать по избранной еще до войны специальности, Николай Викторович до 1955 года оставался на засекреченном объекте по существу на положении заключенного. Реабилитирован он был только в 1962 году.

1960-е и 1970-е годы были для Николая Викторовича удачными, можно сказать, счастливыми, если только в то время творческий нешаблонно мыслящий человек мог чувствовать себя вполне счастливым. Защита кандидатской и докторской диссертаций, переезд в Обнинск, где Н.В. Лучник получает лабораторию и отдел, издание нескольких книг, участие в международных научных съездах, в том числе во Всемирных генетических конгрессах в 1968 и 1973 годах. Казалось бы, все благополучно. Но о душевном состоянии Николая Викторовича свидетельствуют его стихи того времени, например, написанное в 1978 году:

Не постигает до сих пор мой ум:
Зачем нам, хворым,
Опять идти на форум к ворам?
— Им нужен кворум.

Или другое, появившееся в день его рождения, 3.01.1980:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремлевский глаз блестит.
На углах блатная масть свистит…
Видно было не угодно Богу
чашу эту мимо пронести.

Небосвод стоглазый и столицый, —
На меня глядишь едва ли ты.
Здесь же, над поруганной столицей,
Как над обиталищем блудницы,
Нашей кровью звезды налиты.

Звезды в генеральских орденах.
Не по мне сегодняшние страсти.
Кто мне скажет, в чем я виноват,
Что среди таких координат
Рок меня родиться угораздил?!

Выхожу один я на дорогу,
В небесах сверкает Млечный Путь.
Только звезды, звезды-недотроги
Утолят душевную тревогу —
Где-нибудь или когда-нибудь.

Я рожден под знаком Козерога.

«Чашу» до конца Николаю Викторовичу пришлось испить позже.

Через 40 лет после освобождения из сталинского ГУЛАГа удар ему нанесли Гласность и Перестройка. Опубликованное в 1987 году и ставшее тогда очень популярным литературное произведение оказалось для Николая Викторовича роковым. Полученное потрясение свалило его. Вся эта история достаточно подробно описана в рецензируемой книге и здесь не нужно ее пересказывать. Практически не вставая 6 лет, существуя самоотверженными заботами жены, Николай Викторович сохранял ясный ум и творческие силы. Многие его литературные произведения были продиктованы им именно в этот период. Николай Викторович умер 5.08.1993 г.

В подготовленной сыном ученого А.Н. Лучником (по образованию генетиком) книге (Лучник Н.В. Вторая игра. М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2002. 336 с.) представлены биография Н.В. Лучника, написанная его женой Н.А. Порядковой-Лучник, очерки его научного творчеста (авторы Т.В. Кондрашева и Н.В. Глотов), список трудов Николая Викторовича, его прозаические и стихотворные литературные произведения, письма матери из лагеря (1944-1947 гг.), материалы, посвященные Николаю Викторовичу как филателисту. Книга, таким образом, обстоятельно показывает разные этапы жизни Н.В. Лучника и различные стороны его творчества.

Зная Николая Викторовича с 1960-х годов, я, прочитав книгу, по существу, впервые смог оценить его литературный талант. Два ярких стихотворения приведены выше. Некоторые из включенных в книгу образцов прозы также производят сильное впечатление. Остроумная повесть «Вторая игра» (давшая название книге) достойна быть включенной в антологию русской дьяволиады. Автобиографическая повесть «Из ада в почтовый ящик» — интереснейший человеческий документ, сохранивший историю молодого человека, освободившегося из лагеря силой своего интеллекта и воображения. Наконец, «Антроподицея» — мудрое эссе о предназначении человеческого существования.

Все вошедшее в книгу вместе рисует выразительную картину необычной и трагической судьбы русского ученого в советскую эпоху и дает представление тем, кто не знал Н.В. Лучника, о яркости и оригинальности его личности.

И.А. Захаров, чл.-кор. РАН, Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, Москва