Первого декабря 1999 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного ученого Николая Александровича Плохинского. Имея зоотехническое образование, Николай Александрович свою научную деятельность посвятил разработке генетических основ селекции животных, оценке генетической структуры популяций животных по количественным признакам, оценке племенных качеств животных.
Однако отечественная биология именно Н.А.Плохинскому обязана возрождением такой области научного знания, как биологическая статистика. Первая его книга «Статистические методы в зоотехнии» была издана в 1937 году. Однако вплоть до 1961 года, когда в Академгородке г. Новосибирска в издательстве Сибирского отделения вышла в свет (пepвaя после 1948 года) книга под названием «Биометрия», отечественные биологи старшего поколения не пытались, а более молодые и не подозревали, что экспериментальные материалы в обязательном порядке должны подвергаться статистической обработке и статистическому анализу.
Я знала Николая Александровича довольно недолго (только с 1960 года), но судьба подарила мне счастливый билетик – я была принята старшим лаборантом в лабораторию генетических основ селекции животных (ЛГОСЖ) Института цитологии и генетики СО РАН, которую возглавлял в то время Н.А.Плохинский.
Получив высшее образование, я понятия не имела ни о какой биологической статистике или биометрии, даже таких слов в преподаваемых нам курсах не было. Поэтому, проработав в лаборатории примерно полгода, я робко и грустно спросила Николая Александровича: «Что такое сигма?» Он поднял на меня изумленный взор и полушутливо и полуогорченно сказал: «Если вы не знаете, что такое сигма, тогда кто ж ?» И начались и до сих пор продолжаются «мои университеты».
Я всю мою жизнь благодарна Николаю Александровичу и не только за то, что он дал мне возможность приобщиться к науке, но и за его неиссякаемое жизнелюбие, мудрость и юмор. Я уверена, что характер человека, его отношение к делу и людям в сильной степени зависят от того, кто твой первый руководитель и каков твой первый коллектив. Хотя, возможно, это сразу не понимается.
Николай Александрович был требовательным, но не злым и не занудным. Понимая, что мы, молодежь, пришедшая после обучения в вузах, не знаем ни генетики, ни толком биологии и уж, конечно, биометрии, Николай Александрович никогда, ни единого раза, не позволил себе унизить нас. Жизнь (а, возможно, и гены) сделали характер Николая Александровича исключительно «приятным во всех отношениях». Он многое воспринимал юмористически, любил компанию, частенько, после очередной посылочки из Москвы от жены, он устраивал для нас приемчик и, когда кто-нибудь пытался проникнуть к нам в этот момент в комнату, он с притворным ужасом вскрикивал: «Ради бога, не открывайте дверь! У нас идет очень важный эксперимент». Hиколай Aлександрович хорошо знал литературу, любил стихи, любил розыгрыши, прощал нам некоторые дерзости, незлобно ругал нас, но всегда называл нас «мои деточки». После моего доклада на 2-ом съезде ВОГиС в 1972 году, посвященного методам оценки коэффициента наследуемости, h2, в числе других записок я получила записочку и от Николая Александровича: «h2 – Васильевой» и внутри: «А счастье было так близко и так невозможно!» На мою просьбу бросить все в Москве (после его отъезда в 1962 году) и вернуться в Новосибирск он ответил: «Что за радость им (начальству) аукнуться, что за прибыль мне откликнуться». Итак, шутка всегда имела место быть в его речи. Однако жизнь Николая Александровича была не такая уж лучезарная.
Николай Александрович Плохинский родился 1 декабря 1899 года в селе Николо-Долгое Калужской губернии в семье директора школы Александра Ивановича и учительницы той же школы Марии Васильевны. В 1918 году Николай Александрович с отличием окончил Калужское реальное училище, после чего работал практикантом на Петровской ферме и одновременно был принят студентом Петровской академии (ныне Тимирязевская с.-х. академия). Однако вскоре был вынужден перейти на курсы зоотехников Наркомзема и в 1920 году, после окончания курсов, был направлен в Губземотдел Калужской области инструктором по скотоводству, а затем назначен заведующим Володарского племенного рассадника швицкого скота.
С 1921 по 1924 гг. по путевке Наркомзема Николай Александрович учится в Московском зоотехническом институте, в котором, будучи студентом 2-го курса, делает свой первый доклад «Метод вариационных кривых». После окончания института он был оставлен аспирантом на кафедре выдающегося отечественного животновода Е.Ф.Лискуна. В 1927 г. защитил свою первую работу «Пойменные скотоводства Калужской области». С 1928 г. Николай Александрович – ассистент, а с 1934 г. – доцент кафедры зоологии 2-го Московского государственного университета. В 1934 году кафедра была преобразована в Педагогический институт, в программах которого полностью отсутствовали агрозоотехнические курсы, и поэтому с 1934 по 1941 гг. Николай Александрович – научный сотрудник Всесоюзного института животноводства. Работая в ВИЖе, он стал проявлять интерес к статистике, а именно к возможности использования статистических методов для обработки зоотехнических данных.
В 1935 году Н.А.Плохинскому была присуждена ученая степень кандидата с.-х. наук. В 1937 г. была издана первая книга – учебник по статистике «Статистические методы в зоотехнии» (М.: Сельхозгиз.). По этой книге училось старшее поколение биологов. В 1941 году Николай Александрович был эвакуирован в зону Ярославского госплемрассадника, где стал работать зоотехником-селекционером, продолжая начатые в ВИЖе работы по остфритизации ярославского скота.
С 1943 по 1946 гг. Николай Александрович – главный зоотехник Народного комиссариата черной металлургии, с 1945 по 1946 гг. – доцент кафедры частного животноводства Московского пушно-мехового института. С 1946 по 1958 гг. – старший научный сотрудник ВНИИ мясной промышленности.
В 1958 г. Н.А.Плохинский был приглашен в Сибирское отделение АН для организации в Институте цитологии и генетики лаборатории генетических основ селекции животных, заведующим которой он проработал до 1962 года. В 1962 г. он возвращается в Москву, где с 1965 г. работает профессором-консультантом на кафедре генетики и селекции биологического факультета МГУ и преподает биометрию.
За годы своей научно-педагогической деятельности Николай Александрович опубликовал несколько учебников по биометрии, в том числе «Биометрия» (Новосибирское изд-во СО АН СССР, 1961), «Биометрия» (2-ое издание. М.: Изд-во МГУ, 1970), «Алгоритмы биометрии» (М.: МГУ, 1980), «Дисперсионный анализ» (Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1964) и др.
Николай Александрович первым из отечественных ученых начал приучать нас к корректному представлению экспериментальных данных и заложил основы биометрической грамотности биологов в нашей стране. По его книгам выучилось статистически обрабатывать экспериментальный материал не одно поколение научных работников. Книги по биометрии Николая Александровича не претендовали на теорию статистики. В них изложены алгоритмы, по которым легко и просто можно обработать экспериментальные данные в медицине, биологии и сельском хозяйстве. Кроме того, его книги отличает исключительная рациональность и простота методов компоновки материала для последующей его обработки (например, построение n-факторных дисперсионных комплексов).
Возможно, я повторюсь, но моя благодарность Николаю Александровичу безгранична. И вообще, должна сказать, что все «старики», с которыми меня свела судьба, были исключительно светлыми, добрыми и щедрыми на отдачу знаний и душевного тепла людьми. Это Дмитрий Константинович Беляев, Вера Вениаминовна Хвостова, Юлий Яковлевич Керкис, Николай Александрович Лутков, Петр Фомич Рокицкий, Раиса Павловна Мартынова, Зоя Софроньевна Никоро, Галина Андреевна Стакан и др. Все они в разной степени передавали нам эстафету знаний, читали нам лекции, доброжелательно выслушивали нас, как могли, помогали делом и советом. Я и все мои сверстники безмерно благодарны нашим учителям.
Л.А.Васильева, главный научный сотрудник лаборатории молекулярно-генетических систем,
доктор биологических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ,
ИЦиГ СО РАН, Новосибирск