Внимательными людьми подмечено, что чем дальше прогрессирует человеческий интеллект, чем больше становится людей на Земле, тем сильнее они предпочитают привязанность к животным дружбе с себе подобными. На этом психологическом фоне существование зоологических музеев, где можно осознать себя в мире животных, узнать через них интересное о себе, выгодно сравнить их с соседями и коллегами по работе — это важнейший фактор благополучия человечества. Недаром в Западной Европе и Северной Америке, густо населенных людьми с правами человека, а не животных, зоологические музеи имеются чуть ли не в каждом городе. В России, где плотность людского населения сильно уступает животным, зоологические музеи, естественно, — большая редкость. Если не считать университетских зооуголков, то на статус полноценного музея в сегодняшней России могут претендовать лишь музей Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге, музей Московского государственного университета и Сибирский зоологический музей Института систематики и экологии животных СО РАН в Новосибирске.

Между тем для сохранения биоразнообразия, изучения его структуры и функций необходимо в первую очередь определить общее число биологических видов, населяющих планету, и провести их инвентаризацию. Систематика, призванная заниматься аппаратом оценки биоразнообразия, использует в качестве элементарной единицы и объекта классифицирования, по сути дела, не «биологический вид» со всеми его критериями, а осязаемые типовые эталоны видов, приписанные к музейным коллекциям. Поэтому как бы ни менялись уровень биоразнообразия живой природы и принципы классифицирования, исходным, единственно надежным мерилом множественности биоты остаются музейные наборы эталонов. Таким образом, прежде всего зоологические музеи служат главным гарантом качества оценки биоразнообразия, изучения его изменчивости.

Полноценность зоологического музея предусматривает, во-первых, наличие академической научно организованной фундаментальной коллекции эталонов зооразнообразия, во-вторых, существование большого штата высококвалифицированных специалистов-зоологов, формирующих и обслуживающих эту коллекцию, в-третьих, регулярную и обильную публикацию научных исследований, подтверждающих квалификацию музейного персонала, в-четвертых, функционирование экспозиции, обслуживающей экскурсантов (студентов, школьников, туристов). Среди трех названных российских музеев Сибирский зоологический музей — самый молодой. Ему всего полвека, но он соответствует сполна всем перечисленным качествам [1].

Любопытна история музея. Своим возникновением он обязан второй мировой войне. Музей, как и институт, которому он принадлежит, были организованы как созидательная альтернатива военным потерям и разрухе. В 1941-1942 годах, в самый критический для Советского Союза момент, когда войска фашистского альянса подходили к рубежу Волги, терпящая поражение страна напрягала последние силы на фронте и в тылу, чтобы противостоять врагу. Все заводы, люди, даже дети работали на войну почти круглосуточно. Однако в это же время в Новосибирске параллельно с размещением и пуском эвакуированных из европейской части СССР заводов шло интенсивное гражданское строительство. В центре города, живущего в военном режиме, невиданно быстрыми темпами, не жалея затрат, возводили громадные роскошные здания с пышными архитектурными формами и богатым интерьером (дубовыми дверями, наборными паркетными полами, бронзовыми люстрами и канделябрами, скульптурами и барельефами).

В 1944 году, когда военная ситуация на фронте изменилась к лучшему, а Москва осталась действующей столицей, было принято решение об открытии Театра оперы и балета в самом огромном из упомянутых зданий Новосибирска. В другом здании, поменьше, выстроенном в стиле классического греческого ордера, разместился Западно-Сибирский филиал Российской Академии наук. Одним из вновь созданных институтов был Медико-биологический институт (позднее переименованный в Биологический, а затем в Институт систематики и экологии животных СО РАН). В составе его первых структурных подразделений и появился Зоологический музей. Поскольку все остальные исходные подразделения давным-давно изменили свой профиль и статус, то Зоомузей, существующий и по сей день в том же здании, в тех же помещениях, и в том же статусе, с полным правом может считаться своеобразным памятником сибирской академической науки.

Первым заведующим музеем был известный сибирский зоолог, профессор А.И.Янушевич. Он занимался тем, чем и положено заниматься у истоков музейного дела — «накоплением первоначального капитала», т.е. музейных материалов. Всем сотрудникам молодого института было предписано сдавать отработанные материалы в музей. Таковых было еще мало, поэтому лицом музея стала небольшая выставка чучел зверей и птиц, созданная энтузиастами. Основатель Сибирского зоологического музея через несколько лет уехал из Сибири.

Его преемник, крупнейший специалист по млекопитающим профессор С.У.Строганов, возглавив институт, подчинил музей лаборатории териологии, понизив, таким образом, его статус. Роль Сергея Ульяновича оказалась решающей в становлении школы сибирских териологов. Ученик профессора С.И.Огнева, он с поста заместителя директора Зоологического института в Ленинграде ушел добровольцем на фронт, после ранения пережил блокаду этого героического города и в 1951 г. оказался в Сибири. С его приходом связано не только появление самых ценных книг, уникальных зоологических экземпляров млекопитающих, но и духа, традиций почтенных зоологических музеев Европы. Результатом его интенсивной работы в Новосибирске явились две великолепные монографии по насекомоядным и хищным млекопитающим Сибири. Изданные около полувека назад, они до сих пор являются основополагающими трудами и не имеют аналогов.

Однако фонды зоологических материалов в институте росли, как снежный ком, и уже напоминали чемодан без ручки, который носить неудобно, а выбросить жалко. Поэтому мысль о необходимости самостоятельного музея билась в умах сотрудников, как осенняя муха в стекло. И наконец, в 1960 г. после смерти С.У.Строганова самостоятельный статус музея был восстановлен, во главе музея встал только что приехавший из Москвы молодой энтомолог И.В.Стебаев. В его распоряжении было пять сотрудников. Несмотря на очевидную целесообразность передачи материалов в музей, процесс этот происходил сложно. Сотрудники института считали работников музея грабителями с большой дороги и с трудом расставались с накопленными ими материалами. Рабочие коллекции были постоянно необходимы под рукой, а приводить в порядок отработанные материалы для передачи на хранение не было времени. Игорь Васильевич, еще хранивший свои лейтенантские погоны, доблестно захватывал экспонаты на территории противника, а потом отбивал яростные атаки ретивых собственников. Неудивительно, что после трех лет упорных боев он вынужден был оставить институт. Тем не менее музей уже мог похвастаться наличием личной коллекции млекопитающих С.У.Строганова, коллекцией жуков-щелкунов А.И.Черепанова, приведенной в порядок коллекцией жуков-листоедов известного сибирского краеведа Е.Г.Родда, первыми солидными собраниями жуков-жужелиц, чернотелок, прямокрылых насекомых и так далее. Часть этих материалов была получена из краеведческих музеев маленьких сибирских городков, где погибали остатки сборов путешественников-натуралистов прошлого века.

Еще больше было неинвентаризированных материалов. Тяжелую задачу их инвентаризации взялся решать сменивший И.В.Стебаева в 1965 г. Б.С.Юдин, ученик С.У.Строганова, впоследствии маститый специалист по насекомоядным млекопитающим. При нем часть «слепых» материалов была этикетирована, каталогизирована и составила золотой фонд музея. Таковых, правда, оказалось не очень много: на начало 1980 г. из почти стотысячной коллекции млекопитающих, например, было зарегистрировано всего лишь 17 тыс. экземпляров. Соответственно остальные териологические материалы хранились по принципу «вали валом, потом разберем» и были практически недоступны для пользователей. Одновременно расширялась коллекция эталонов. Появилась орнитологическая коллекция, была куплена уникальная коллекция гнезд и кладок яиц 560 видов птиц, принадлежавшая ранее известному русскому орнитологу и писателю-натуралисту Е.П.Спангенбергу, существенно пополнено собрание млекопитающих, появилась отменная коллекция бабочек, герпетологическая коллекция и т.п. Активно собирали материал штатные сотрудники музея (Л.И.Галкина, Ю.Г.Швецов, А.Ф.Потапкина, Ю.П.Коршунов и др.), которые совершили ряд экспедиций и тематических поездок для сбора коллекционных материалов в лесотундру Западной Сибири, Западный Саян, Забайкалье, Приморье, на Курильские острова, Чукотку, Кавказ, в Казахстан, Туркмению, Таджикистан. Именно этим людям музей обязан не только существенно пополненными фондами, но и, что немаловажно, качественным определением собранного материала. Особой заслугой Б.С.Юдина, помимо создания двух прекрасных монографий по столь любимым им насекомоядным млекопитающим, было размещение сухих коллекций в новых емкостях (коробках, ящиках, шкафах) по лучшим на то время образцам. Общая площадь, занятая коллекциями, составила 180 м2.

В 1981 г. музей возглавил известный сибирский энтомолог профессор А.И.Черепанов, присовокупив к нему кабинет систематики и филогении насекомых. С этой поры регулярность и обилие музейных публикаций резко возросли. Особенно большую известность получили изданные в 1965-1990 гг. 22 книги серии «Новые и малоизвестные виды фауны Сибири».

С 1983 года музеем руководил профессор Г.С.Золотаренко, крупнейший в Сибири специалист по бабочкам. Он сосредоточил внимание на расширении коллекции беспозвоночных животных. По его инициативе началось создание коллекции препаратов на стеклах (клещей, тлей, паразитических червей и др.). Беспорядочное скопление спиртовых материалов млекопитающих было превращено в инвентаризированную коллекцию. Началась интенсивная каталогизация музейных фондов (число учтенных экземпляров тех же млекопитающих увеличилось в эти годы до 70 тыс.). Численность сотрудников музея достигла 12 человек.

В 1987 году очередным заведующим музеем стал почвенный зоолог профессор В.Г.Мордкович, которому пришлось преодолевать несбалансированность между объемом музейной коллекции, ее потенциальными возможностями и численностью квалифицированного научного персонала. Была резко активизирована подготовка молодежи для музея, а заодно приобретены и микроскопы. Сегодня в музее работают 17 научных (в том числе два доктора наук) и 5 научно-технических сотрудников. При музее обучается 5 аспирантов. Сформирован серьезный стабильный коллектив сотрудников музея, практически каждому из которых, помимо профессионализма, присущи страсть к научному коллекционированию, понимание значимости зоологических материалов и своеобразные любовь и преданность музейному делу. Сибирский зоологический музей стал Меккой не только сибирских, но и уральских, дальневосточных, среднеазиатских и зарубежных зоологов. Каждый из них, получая в музее необходимые данные, параллельно вносит адекватный вклад в развитие коллекции, пополняя ее, совершенствуя, давая ценнейшие консультации, организуя связи между родственными учреждениями. За последние 12 лет, несмотря на негативные обстоятельства, преследующие Россию, сотрудниками музея опубликовано 13 книг (в том числе музейные каталоги многих групп животных на русском и английском языках) и более 300 статей в отечественных и зарубежных журналах.

В настоящее время в сибирской коллекции содержится 13 миллионов экземпляров животных [2]. Они размещаются в 2300 картонных коробках (не считая рабочих неинвентаризированных сборов), в 1800 стеклянных банках, в 50 тыс. застекленных ящиках, 160 тыс. препаратах на стекле. В коллекции представлены 650 семейств животного мира, более 25 тыс. видов животных. Площадь хранилища — 200 м2, площадь экспозиции — 100 м2.

Сибирский зоологический музей с ноября 1998 г. имеет свой сайт в Интернете объемом более 75 мб. [3], недавно заимел собственный сервер: http://szmn.eco.nsc.ru/Russian.htm

По сути дела, это первый в России (и, скорее всего, в мире) зоологический музей, предоставивший столь свободный электронный доступ не только к общему списку коллекций, но и к полным, достаточно подробным таксономическим каталогам фондовых коллекций, к тому же с информацией по географии представленного материала. Зарубежных аналогов подобных музейных сайтов на сегодняшний день не существует. Сайт музея интегрирован с мировыми WWW-ресурсами зоологической информации, зарегистрирован в 15 ключевых международных электронных базах данных. Сайт двуязычен, что совсем немаловажно, так как именно эта особенность обеспечивает доступ к нему любого заинтересованного специалиста из разных точек планеты. К тому же, о существовании сайта проинформированы 50 крупнейших зоологических музеев мира. Подобная «сетевая активность» была бы совершенно невозможна без дружеского участия и помощи сотрудников Института цитологии и генетики СО РАН, любезно предоставившего нам поле деятельности в Интернете, за что мы крайне признательны и благодарны.

Будучи единственным за Уралом и третьим в стране по богатству фондовых научных коллекций, Сибирский зоологический музей уникален тем, что его собрания отображают разнообразие животных aзиатской части России и сопредельных регионов. Это, опять-таки, единственный музей, хранящий богатейшие зоологические сборы со столь огромного региона. В нем на 90% представлена фауна Сибири, чего, соответственно, нет в других крупнейших, как отечественных, так и зарубежных европейских музеях. Есть группы животных, представленные лучше, чем в других хранилищах, например, именно в Сибирском музее хранится наиболее полная и, пожалуй, лучшая в стране коллекция насекомоядных млекопитающих, насчитывающая около 50 тыс. экземпляров. Вся же териологическая коллекция имеет общий инвентаризационный фонд хранения около 105 тыс. экземпляров, относящихся к 280 видам [4, 5]. Это одна из трех крупнейших коллекций млекопитающих в России [6]. Многие виды собраны большими сериями экземпляров из самых разных частей их ареалов, что обеспечивает наличие репрезентативных выборок для их анализа. В музее также хранятся уникальные экземпляры по многим группам животных: из млекопитающих, например, черепа ныне вымершего среднеазиатского, туранского тигра, серии экземпляров редких в природе пегих путораков, выхухолей. Среди членистоногих наиболее репрезентативны коллекции чешуекрылых, жуков-долгоносиков, жужелиц, малашек, мягкотелок, усачей, мух-журчалок, тахин, слепней, комаров, рогохвостов, стрекоз, пауков, панцирных и гамазовых клещей.

Особая гордость музея — типовые коллекции. Сейчас они насчитывают 1000 голотипов и более 10 тыс. паратиповых экземпляров. Трудно переоценить значимость этой коллекции эталонов.

При оценке места фауны Сибири в составе общероссийской фауны показано (в том числе специалистами музея), что главный резерв зооразнообразия России находится в Сибири [7]. Это предопределено, во-первых, ее огромными размерами, во-вторых, сосредоточием на ее территории мощных горных систем с их повышенным числом обитаний, в-третьих, резко континентальным климатом Сибири, диктующим самую большую в Евразии амплитуду и частоту колебаний экологических условий обитания организмов. В этом плане перспектива дальнейшего изучения имеющихся фондов Сибирского зоологического музея многообещающа.

Лицом любого музея служит его экспозиция. Она была создана в 1999 г. В основу ее научной концепции легли три кита: демонстрация разнообразия животного мира Сибири, показ достижений лабораторий института и знакомство с системой животных. Экспозиция включает 26 витрин. В 8 витринах, например, показано видовое богатство, география, разнообразие форм, цвета, размеров и строения насекомых, составляющих 60% биоразнообразия планеты в целом и Сибири в частности. Шесть витрин посвящены демонстрации созидательной деятельности насекомых. Разнообразие позвоночных животных представлено в 6 витринах, где демонстрируются шкурки 11 цветовых вариаций кротов и 15 цветовых вариантов водяной полевки, встречающихся в дикой
природе, а также уникальная гамма цветовых вариаций американской норки, выведенной путем селекции. Представлены натурные образцы млекопитающих (тушки, черепа) из разных жизненных сред. Часть витрин посвящена птицам различных ландшафтов. В отдельной витрине сравнивается строительное искусство перепончатокрылых насекомых, птиц и млекопитающих.

Итогом развития Сибирского зоологического музея стало его превращение в крупнейший профессиональный зоологический музей и активный центр систематики и фаунистики aзиатской части России.

Хороший зоологический музей — это всего лишь зеркало природного мира животных. Однако есть у музеев одно неоспоримое преимущество: в природе в последнее столетие число видов неумолимо убывает, а в музеях, в том числе и в Сибирском, интенсивно прибывает. Главная задача в обоих случаях — избежать катастрофы. Наш лозунг в данной ситуации — каждый экземпляр любого вида животных имеет право на получение бесплатного жилья в музее (правда, посмертно).

Литература

  1. Мордкович В.Г. Сибирский зоологический музей // Альманах-1999. Музеи Российской Академии наук. Научный мир. Москва. 2000. С. 85-94.
  2. Мордкович В.Г., Жолнеровская Е.И. Коллекции Сибирского зоологического музея // Зоол. журн. 1995. Т. 74. В. 9. С. 137-143.
  3. Mordkovich V.G., Dubatolov V.V., Zholnerovskaya E.I., Kosterin O.E. Siberian zoological museum of the Institute of Animal Systematics and Ecology, SB RAS (an Internet Site) // Biodiversity and Dynamics of ecosystems in North Eura-sia. Novosibirsk, 2000. P. 81-83.
  4. Жолнеровская Е.И., Швецов Ю.Г., Калабин С.Л., Лопатина Н.В. Каталог коллекций зоологического музея Биологического института СО АН СССР. Млекопитающие. Новосибирск: Наука, 1989. 160 с.
  5. Zholnerovskaya E.I., Koyasu K. Catalogue of the collection of mammals in the Siberian zoоlogical museum (Novosibirsk, Russia) / Ed. Sen-ichi Oda. Nagoya Society of Mammalogists spec. publ. Nagoya, Japan, 1997. N 1. 191 p.
  6. Россолимо О.Л., Павлинов И.Я. Сводный каталог териологических коллекций. Москва, 1982. 140 с.
  7. Mordkovich V.G., Barkalov A.V., Vasilenko S.V., Grishina L.G., Dubatolov V.V., Dudko R.Yu., Zinchenko V.K., Zolo-tarenko G.S., Legalov A.A., Marchenko I.I., Tschernyshev S.E. Concentration of species richness of Arthropods in West-Siberian forest-steppe of Northern Asia // Biodiversity and dynamics of ecosystems in North Eurasia. Novosibirsk, 2000. P. 79-80.

В.Г.Мордкович, д.б.н., профессор, заведующий зоомузеем,

Е.И.Жолнеровская, к.б.н., с.н.с., куратор коллекции млекопитающих
Сибирский зоологический музей Института систематики и экологии животных СО РАН, Новосибирск